МЕСТНЫЙ РЫНОК
В следующее воскресенье мы отправились на рынок в Сиверск. Туда съехались продавцы со всего района. Когда я увидела саженцы плодовых деревьев, ягодные кусты и цветочную рассаду, мои глаза разбежались.
Я подошла к пожилому мужчине, у которого увидела рассаду лука, чеснока и каких-то мне неизвестных растений. Среди торговцев он был единственным мужчиной, и как мне показалось, у него на прилавке было разложено целое богатство, если только знать, что с ним делать.
-Скажите, когда нужно высаживать все это в землю?- Спросила я.
-Зависит от того, что именно. – Он сдвинул на бок светлую шляпу с широкими полями, прикрывавшую его лицо от солнца, расставил ноги и стал перебирать маленькие луковицы и головки чеснока руками.
Я указала на чеснок, потому что он был один из немногих, которые я могла узнать по виду.
Мужчина улыбнулся и поглядел на соседок, которые на меня смотрели:
- Этот то? – Он усмехнулся. – Я его продаю на посадку перед зимой. Долго еще ждать. Смотрите:
он мне дал одну головку и начал снисходительно объяснять:
-Вы расщепляете ее на дольки, и из каждой дольки на следующий год вырастает такая же луковица в июне. Через год.
-Чеснок остается под снегом всю зиму?
-Конечно, только так и надо сажать.
-И ничем не накрывать?
-Главное не в этом. Нужно следить за расположением планет. Иначе ничего не выйдет.
Уже не в первый раз я услышала о планетах, солнечной системе и небесных передвижениях. Неужели и раньше крестьяне также следили за небом? И как они могли увидеть планеты в нашем северном сумрачном небе?
Я положила луковицу чеснока на прилавок.
-Слишком сложно. Осенью я приду к вам на выучку.
-Уж лучше к моей жене. Она вон там сидит, саженцами торгует.- Он указал на полную женщину, сидевшую поодаль и занятую разговором с покупателем. На ней тоже была светлая шляпа с полями, но она ее сняла, очевидно, возбужденная беседой, и открыла загорелое лицо с круглыми красными щеками, в которых едва проглядывались маленькие глазки. - Но имейте в виду, - продолжал мужчина, - если планеты повернутся к вам спиной, то вообще ничего не вырастет.
Другие продавцы молча слушали нашу беседу, очевидно, наслаждаясь моим невежеством, и не вмешивались.
-Вы меня разыгрываете, - сказала я и ушла, ничего не купив.
Проходя между прилавками, я намеренно избегала его жены. Дойдя до конца торговых рядов, я увидела скопление молодых саженцев, на каждом был ярлык, на котором было указано название сорта и цена. Тут были вишни, сливы, груши, фундук, яблони. Мои глаза разбежались, мне так хотелось все это приобрести, что я даже забыла, что посадка – трудоемкая работа. Снова в своих мечтах я увидела цветущий и плодоносящий сад.
Пока я выбирала деревья, ко мне подошел продавец. Оказалось, что эти деревья были привезены из питомника, который находится в 40 километрах от Сиверска.
Я указала на яблоню- антоновку, две сливы и две вишни.
-Вот эти. Сегодня мы их и посадим.
-Купить- то вы можете сегодня, но сажать лучше на женские дни.- Молодой мужчина смотрел на меня, не делая никакой попытки передать мне деревца.
-Как это?- Я замерла в ожидании очередной астрономической теории.
- Нужно сажать все деревья и кусты и вообще все растения на женские дни. – Он развел руками.- Что делать? Такова природа деторождения. Это значит, в среду, пятницу, субботу, но ни в коем случае не в четверг и не в понедельник.
Я подумала, »Так продаст он мне эти саженцы или нет?»
-А сегодня? В воскресенье?
-Воскресенье нейтральное. Можно попытаться. Мне то что? Я вам все продам, но слушайте моих советов. Я вижу, вы садовод неопытный. Если вы начали посадки вчера в субботу, можно завершить в воскресенье. Это не так плохо.
И еще обратите внимание на луну. Нужно действовать согласно убывающей или полной луне. Это не мною придумано. Народная мудрость.
Хорошо, что вы покупаете по две вишни. Таким образом, они сами себя опыляют. Иначе у вас фруктов не будет. – Мужчина по-прежнему не шевелился.
-У наших соседей есть и вишни, и сливы, и груши. Совсем недалеко от забора.
-Тогда им будет хорошо. Только если у вас нет зайцев. Они очень любят вишни.
-У нас в деревне нет.
Постепенно наша беседа перешла в другую тональность, он обошел свои саженцы, пригласив меня с собой:
-Смотрите, вот на этой яблоне уже появились бутоны, будут цветы, как говорится, будут и ягоды. Но при первом урожае цветы надо сорвать, оставив два- три, не более. Деревцо молодое, нельзя его напрягать. Зато на следующий год оно вас отблагодарит.
Я улыбалась, кивала головой, выражая согласие и обещание следовать его советам.
Он вытащил вишни, потом сливы:
-Смотрите, они здоровые, никаких повреждений, никаких вредителей. Но я вам советую побелить стволы, тогда вы закроете дорогу зайцам.
-Да нет у нас в деревне зайцев, - повторила я.
-А мы находимся в 200 метрах от леса. Зайцы к нам приходят и поедают фруктовые деревья. Причем не всякие, они выбирают те сорта яблонь, что им больше нравятся. Что вы хотите, зайцам тоже надо жить.
-А какие еще звери у вас водятся в лесу? Волки, медведи?
-Волков вообще не осталось. Лис очень мало. Потому и зайцев много развелось. Есть медведи, но далеко, и кабаны. Птиц много.
Лес рубят немилосердно, потому и зверей мало осталось. И, что главное, клещи появились. Раньше тут были сосновые и еловые леса, а клещ их не терпит. Теперь леса вырубили, клещи приползли. – В его голосе звучало сострадание, что подобная ситуация была вне его контроля, иначе такого безобразия бы не случилось.
Молодой продавец аккуратно вытащил отобранные мною саженцы, обернул деревца жгутом и окинул взглядом, как будто прощался с детьми, которых он отправлял в летний лагерь.
-Обязательно к вам вернусь, - сказала я на прощание.
У последнего прилавка я увидела одинокое ореховое деревцо. Снова вспомнила Лугу, орешники, разросшиеся по берегам озера Володарского, ну как его не купить?
Я спросила женщину:
-Сколько лет нужно ждать, пока саженец начнет плодоносить?
-Этому два года. Через четыре года увидите первые орехи, не раньше.
-Так долго, - протянула я.
-Ну, если не вы, то ваши дети увидят. В этом смысл жизни.
Конечно она права, хотя мне стало грустно.
Крестьянка с трудом встала и повторила:
-В этом смысл жизни. Возьмите мою дочь. Без нее я не знала бы, что делать. Она меня ежедневно привозит на базар, я продаю саженцы и рассаду, это приработок к моей пенсии. Раньше мы держали корову, а теперь я едва хожу. Продолжение семьи- продолжение жизни.